Калининград — город с двойной историей. Под современными фасадами скрываются тени старого Кёнигсберга, города философа Канта и рыцарей Тевтонского ордена. Одним из тех, кто пытался сохранить его облик для потомков, был архитектор Фридрих Ларс (1880–1964). Его литографии — не просто зарисовки, а попытка остановить время, вернув нас в XVIII век, когда по этим улицам гулял сам Иммануил Кант.

Архитектор и художник
Фридрих Ларс — фигура многогранная. Он строил церкви, налоговые ведомства, участвовал в раскопках замка Кёнигсберга и даже оформлял трамвайные вагоны. Но настоящую славу ему принесли не здания, а карандашные наброски. В 1936 году, став «бобовым королём» Общества друзей Канта, Ларс представил серию литографий под названием «Город Канта. 8 изображений Кёнигсберга XVIII века». Эти работы — редкая возможность увидеть город глазами философа.
«Восемь пейзажей исчезнувшего города, названного “Северной Атлантидой”, позволяют реконструировать фрагменты городской ткани», — пишет исследовательница Ирина Белинцева.
Дом Канта и его мир
Один из самых трогательных сюжетов Ларса — вид из окна дома Канта. Философ купил этот дом в 1783 году и прожил в нём до самой смерти. На литографии изображён сад, замок и башня Лёбенихта, которую Кант видел каждый день.

«Его взгляд часто останавливался на ней. Он не мог подобрать подходящих слов, чтоб выразить, насколько благотворным для его глаз является расстояние до этого объекта», — вспоминал друг Канта Э. Васянский.
Но город менялся. Дом Канта снесли в 1893 году, чтобы расширить магазин. Ларс, словно археолог, восстанавливал утраченное по старым гравюрам и описаниям.
Почему это важно?
Литографии Ларса — не просто искусство. Это мост между прошлым и настоящим. Они показывают, как выглядел Кёнигсберг до войн и переименований. Например, на одной из работ изображена Альтштадтская кирха — храм, исчезнувший в XIX веке.

«Пространство и время суть два источника познания», — писал Кант. Ларс, иллюстрируя эту мысль, соединил вечное пространство города и ускользающее время.
Наследие Ларса сегодня
После войны многие здания Кёнигсберга были разрушены, но работы Ларса удивительным образом пережили бурный XX век. Полный комплект его литографий хранится в Музее Мирового океана в Калининграде, а некоторые его постройки до сих пор формируют облик города — от строгого портика над могилой Канта до бывшего здания Академии художеств, где теперь учатся студенты.

Они напоминают нам, что история — это не только даты и войны, но и повседневная жизнь людей, их дома, улицы, сады. Ларс не просто фиксировал исчезающий облик города — он сам создавал его архитектуру, балансируя между традицией и современностью.
«Присутствие философа И. Канта в литографиях придаёт давней истории города особый, высокий смысл», — заключает Белинцева. И с этим трудно не согласиться. Ведь даже сегодня, гуляя по Калининграду, мы можем увидеть следы того самого Кёнигсберга, который так тщательно сохранял для нас Фридрих Ларс.
P.S. Если хотите увидеть Кёнигсберг глазами Канта, найдите литографии Ларса. Они того стоят.