Фридрихсбургские ворота — единственные из городских ворот Кёнигсберга, которые не вели в город. Сейчас это старинное сооружение восстановлено и в них расположен музей. Мой сегодняшний рассказ будет об этом уникальном объекте.
Как возникла крепость Фридрихсбург
В 1626 -1628 годах для Кёнигсберга наступили тяжелые времена. Война со Швецией вынудила начать сооружать вместо устаревших стен новые укрепления. Так постепенно появилось 1-е вальное укрепление, закрывшее три города. По плану периметр укреплений должен был составлять 15 км.
Бремя для горожан было тяжелое. К 1640 году, когда была готова примерно половина оборонительных сооружений, на строительство из бюджета ушло 62 000 гульденов. По тем временам — очень огромная сумма!
Для обороны западной части и контроля над рекой Прегель, в 1657 году Фридрих Вильгельм распоряжается усилить вальные укрепления крепостью. Так появилась крепость Фридрихсбург.
Как видно из плана выше, крепость имеет форму квадрата с четырьмя бастионами по углам и со всех сторон окружена водой. У бастионов были красивые имена: Рубин, Изумруд, Алмаз и Жемчуг. Кроме арсенала форт имел маленькую часовню. На картах Кёнигсберга до 1915 года эта крепость как бы стоит на острове, окруженная со всех сторон водами Прегеля.
Уже позже, когда началось возведение 2-го вального укрепления, крепость была усилена каменными стенами и были построены ворота, ведущие в город.
Фридрихсбургские ворота
Фридрихсбургские ворота были возведены в 1858 году. Мы знаем имя архитектора, который спроектировал фасад ворот. Это тайный верховный строительный советник Фридрих Август Штюлер. Сама конструкция ворот разработана инженерами в Берлине.
Пожалуй, Закхаймские ворота наиболее похожи на Фридрихсбургские: такие же мощные круглые башни, но в отличие от Закхаймских в них нет дисбаланса вертикальных и горизонтальных элементов.
Что меня поражает в этих воротах, впрочем, не только в этих, но и вообще, в архитектуре того времени, так это тщательная выкладка кирпичей. С помощью различного цвета создавались красивые узоры, ажурный орнамент карнизов и зубцов башен.
Ворота — это все, что осталось от некогда огромного форта. В 1910 году город продал форт и территорию вокруг него Имперской железной дороге. Стены были снесены, ров засыпан. Оставили только красивые ворота, да казарму неподалёку. В 1945 году ворота были повреждены. Долгое время ворота были в нелучшем состоянии.
После передачи Фридрихсбургских ворот в Музей Мирового океана началась реставрация этого исторического объекта. В 2011 году ворота, поврежденные почти на четверть, приобрели свой первозданный вид. Впрочем, сходить туда и посетить экспозицию, вы можете и сами. А я напомню еще один интересный момент, связанный с Фридрихсбургской крепостью.
Пётр Первый в крепости
В 1697 году, когда русский царь Пётр Первый ездил в Европу с Великим посольством, он побывал и в Кёнигсберге. В прусской столице Петра (а он скрывался под именем урядника Петра Михайлова) заинтересовала эта крепость. Прежде всего Фридрихсбургская крепость послужила образцом для создания фортов и укреплений в России. Но не в меньшей степени русского самодержца интересовало артиллерийское дело.
Пройдя стажировку в Фридрихсбургской крепости, Пётр Первый получил аттестат бомбардира. Искусство стрельбы молодого царя отмечали и иностранные специалисты, подмечая твердость руки и меткий глаз.
В 1758 году русские войска вошли в Кёнигсберг. Ключи от Фридрихсбургской и Пиллауской крепостей были переданы победителям. Сейчас ключи хранятся где-то в музеях Санкт-Петербурга. Почему бы им не хранится в наших калининградских музеях? Хорошо бы поставить этот вопрос перед властями города.
Вы можете посмотреть небольшой ролик про Фридрихсбургские ворота на моем канале в YouTube. До новых встреч, друзья!