Skip to content
Калининград.Инсайт
Menu
  • Кёнигсберг
  • Калининград
  • Улицы Калининграда
  • История Калининграда
Menu
Лицентский вокзал

Лицентский вокзал Кёнигсберга: где он был и что с ним стало

Posted on by

В Калининграде на улице Мариупольской есть старая стена. Она стоит полуразрушенная, обветшалая, удивляя прохожих. Когда-то здесь был Лицентский вокзал, а эта стена — всё, что от него осталось. Расскажу об этом вокзале и пройдем вдоль железнодорожных путей от Лицентского вокзала до Железнодорожных ворот.

Стена на Мариупольской
Стена на Мариупольской

Содержание

Toggle
  • Лицентский вокзал
  • Айзенбан брюкке
  • Железнодорожные ворота

Лицентский вокзал

Если верить старым картам, то на том самом месте, где сейчас располагается универсам «Виктория», находился Лицентский вокзал. Свое название он получил от рядом пролегающей улицы Лицентграбен. Позже этот вокзал получил название Пиллауэр, так как обслуживал поезда, отправляющиеся на Пиллау, ныне — Балтийск.

Лицентский вокзал
Лицентский вокзал (Пиллауэр)

Построили вокзал еще в 1865 году. А когда в конце 20-х годов прошлого века вокзалы в Кёнигсберге реконструировали, Лицентский вокзал стал не пассажирским, а грузовым.

Айзенбан брюкке

В 1882 году через реку Преголя был построен уникальный железнодорожный мост. Назывался он Айзенбан брюкке и сохранился до сих пор. Правда, выглядит он сейчас не так, как раньше на сохранившихся немецких фотографиях.

Айзенбан брюкке уникален тем, что он не был первоначально разводным. Он был поворотным. Его южная часть поворачивалась, пропуская суда по Преголе.

Айзенбан брюкке
Айзенбан брюкке (Eisenbahn Brücke)

Позже, в середине 20-х годов, мост переделали, сделав его центральную часть подъемной. С постройкой двухъярусного моста, Айзенбан брюкке потерял свое значение. После войны мост уцелел. Железную дорогу по нему законсервировали и держали на всякий случай в резерве.

В 1996 году для прохода судов центральную часть моста демонтировали. Сейчас мост находится на балансе Музея мирового океана и есть планы по его реконструкции. По оценкам экспертов на 94% мост цел и невредим.

most
Железнодорожный мост сегодня
most 2
Железнодорожный мост внутри

Мы с вами пройдем в том направлении, куда следовали поезда, отправляясь от вокзала Пиллауэр — в сторону Железнодорожных ворот. В Музее Мирового океана еще сохранились рельсы, по которым ходили поезда в этом направлении.

Рельсы в Музее мирового океана

Железнодорожные ворота

Железнодорожные ворота — одни из семи ворот Кёнигсберга и сохранились почти в неизменном виде. Они были построены в 1866-1869 годах по проекту архитектора Людвига фон Астера. На воротах сохранилась надпись с датой их постройки: 1866—1889 годы.

zheleznodorozhnye vorota 1
Железнодорожные ворота
zheleznodorozhnye vorota 2
Железнодорожные ворота

С мая 2017 года в Воротах разместился Калининградский планетарий им. Ф. В. Бесселя.
Кстати, я снимал видео о Бесселе и горке Бесселя. Если интересно, можете взглянуть.

В застеклённой арке проходят выставки, конференции и прочие культурные мероприятия. В левом каземате ворот — музейная часть. В ней размещены стенды о втором вальном кольце и истории постройки Кёнигсбергской Королевской Обсерватории, Фридрихе Вильгельме Бесселе, его открытия и содействия в развитии астрономии в Российской империи.

Планетарий в Калининграде
Планетарий в Калининграде

В левой кордегардии Ворот расположен мультимедийный Планетарий. Купол диаметром 5 метров и 12 посадочных мест.

Теперь вы знаете, что было раньше на улице Мариупольской , что за одинокая стена стоит возле «Виктории» и куда вели рельсы, кое-где еще сохранившиеся на дороге.

Поделись:

Свежие записи

  • Почему Калининградская область не смогла собрать российские процессоры «Байкал»?
  • Стадион «Балтика»: тайна колонн на входе
  • Калининград: ограда Королевского замка, которую можно увидеть и сегодня
  • Королевский замок глазами первых переселенцев
  • Новая жизнь на чужой земле: Калининград в 1946-1960 годах
© 2025 Калининград.Инсайт | Powered by Superbs Personal Blog theme