Видевут и Брутен — вероятно, самые удачливые самозванцы раннего Средневековья: два загадочных брата, которых средневековые хронисты задним числом назначили «отцами-основателями» прусской государственности, хотя сами пруссы об этом вряд ли догадывались.

Предисловие
V век. Густые леса Пруссии. Туман стелется над болотами, среди вековых дубов бродят воины в звериных шкурах — типичный будний день на балтийском побережье. И вот на этом «празднике жизни» появляются два загадочных типа — предположительно, скандинавы.
Они высаживаются на берег (условно назовём их транспорт «дракар-lite»), окидывают взглядом местных и без лишних церемоний заявляют:
«Внимание, новости! Отныне я — ваш князь (Видевут), а это мой брат — верховный жрец (Брутен). Возражения? Тогда все недовольные — к священному дубу на разборки. Спасибо за доверие».
Был ли это исторический факт или просто балтский фольклор, приправленный фантазией монахов? Давайте разбираться — с долей здорового скепсиса и иронии.

Глава 1. «Мы ваши новые вожди. Потому что боги сказали»
Согласно Петру из Дусбурга (который писал в XIV веке, спустя сотни лет после предполагаемых событий), Видевут и Брутен были беглыми скандинавскими князьями, прибывшими в Пруссию то ли из Швеции, то ли из Дании.
- Видевут взял на себя светскую власть — король-администратор, грубо говоря.
- Брутен стал главным жрецом — то есть «криве-кривайтисом», что звучит как должность из фэнтези-романа, но на самом деле это реальный титул у балтов.
Проблема: Ни один археолог не нашёл ни их могил, ни дворцов, ни даже таблички «Здесь правил Видевут». Всё, что есть — поздние хроники, написанные уже после крещения Пруссии. То есть, по сути, это исторический фанфик на тему «как тут жили эти дикие язычники».
Глава 2. Священная роща, вечный дуб и немного магии
Братья, если верить легенде, основали культовый центр Ромове — место, где рос священный дуб, а под ним стояли идолы трёх главных богов:
- Патолс — бог подземного мира (похож на Аида, но с балтийским акцентом).
- Перкунас — бог грома (аналог Тора или Перуна, только без молота Мьёльнира).
- Потримпс — бог плодородия (видимо, отвечал за урожай и прочие радости жизни).

А теперь ирония судьбы:
Пока прусское Ромове остаётся археологическим квестом (никаких дубов, только гипотезы), в Литве священные дубы — вполне осязаемая реальность. Возьмите тот же знаменитый Перкунов дуб (Perkūno ąžuolas) — под ним семь веков назад, возможно, молились жрецы, а теперь туристы делают селфи. Вот вам и «вечность»: когда-то грозовое дерево богов, а ныне — живописный фон для блока в соцсетях.
Глава 3. Жертвоприношение Видевута: «Ребята, я ухожу… в костёр»
Самая эпичная часть легенды — финал Видевута. По одной версии, он добровольно сжёг себя заживо, чтобы обеспечить пруссам процветание. По другой — его ритуально принесли в жертву.

Что говорит наука?
- У балтов действительно были жертвоприношения (включая человеческие).
- Но был ли конкретно король, который сам прыгнул в костёр? Скорее всего, это мифологический мотив (вспомним скандинавского Короля Викара или даже индийские самосожжения).
Вывод: Либо Видевут был очень преданным правителем, либо хронисты просто дорисовали эпичный конец для пущей драматичности.
Глава 4. Видевут и Брутен — почему о них помнят?
- Крестоносцам нужно было объяснить, кого они «цивилизовывают».
- «Эти пруссы — не просто дикари, у них же были короли!» (даже если короли мифические).
- Балты сами любили легенды о мудрых вождях.
- Литовцы, например, верили в великого князя Палемона, который тоже «приплыл из-за моря».
- Хронисты смешали реальные культы с фантазией.
- Священные дубы были, жрецы были, но вот конкретно были ли Видевут и Брутен, историки пока не знают.

Вывод: Были ли Видевут и Брутен реальными?
Скорее всего, нет.
Но их легенда — отличный пример того, как народы придумывают себе «великих предков», чтобы выглядеть солиднее.
А если они всё же существовали?
Тогда Видевут — первый в истории правитель, который официально ушёл на пенсию через самосожжение. Что, согласитесь, намного круче, чем просто отречься от престола.
Так что, пока археологи не найдут гробницу с надписью «Здесь лежит Видевут, лучший король пруссов», будем считать эту историю красивой сказкой — с драконами (ну или хотя бы со священными дубами).
P.S. Разумеется, все вышеизложенные интерпретации следует рассматривать через призму условности — до тех пор, пока археологи не откопают табличку с надписью «Здесь были Видевут и Брутен».