Skip to content
Калининград.Инсайт
Menu
  • Кёнигсберг
  • Калининград
  • Улицы Калининграда
  • История Калининграда
Menu
Железнодорожный мост

Железнодорожный мост Кёнигсберга: путь сквозь века

Posted on by

Железнодорожный мост — такое же привычное зрелище, как и сам железнодорожный транспорт, давно переставшее удивлять жителей мегаполисов и небольших городов. Мы привыкли видеть поезда и электрички ежедневно, пользуемся ими для поездок на работу, учёбы, путешествий и даже шопинга.

Калининград, Железнодорожный мост, 2024 год
Калининград, Железнодорожный мост, 2024 год

Однако мало кто задумывается над историей развития железных дорог и теми инженерными сооружениями, которые стали символом эпохи технического прогресса XIX—XX веков. Одним из ярких примеров является стальная конструкция первого железнодорожного моста Кенигсберга, ныне Калининграда, чья судьба сложилась столь необычно и символично.

Содержание

Toggle
  • История строительства
  • Вторая жизнь моста
  • Железнодорожный мост сегодня

История строительства

Первый стальной железнодорожный разводной мост Кенигсберга — Эйзенбанбрюкке (Eisenbahnbrücke) — был возведён в период с 1863 по 1865 годы. Проект реализовало Восточно-Прусское железнодорожное сообщество, которое выступило инициатором сооружения уникальной конструкции. 

1863, Königsberg. Bau Eisenbahnbrücke über Pregel. Строительство одной из опор (постройка моста 1863-1865)
1863, Königsberg. Bau Eisenbahnbrücke über Pregel. Строительство одной из опор (постройка моста 1863-1865)

Именно этот мост стал первым поворотным в городе и первым стальным мостом вообще, символизируя переход к новым технологиям строительства инженерных сооружений. Изначально предназначение моста было сугубо функциональным: обеспечить сообщение между двумя вокзалами Восточной Пруссии — Восточным вокзалом и Пиллауским вокзалом, соединяя таким образом город с морскими путями.

Строительство моста потребовало сложных инженерных решений. Бурение показало, что устойчивый грунт залегает на глубине 14–18 метров, что изначально побудило проектировщиков избегать свайных построек в русле. Однако интенсивное судоходство и низкие берега вынудили возвести одну центральную опору («бык») на глубоком месте, дополненную двумя береговыми устоями.

Протяжённость моста была распределена следующим образом: подвижный поворотный пролёт составил свыше 14 метров, а статичная часть — около 60 метров. Конструктивно мост состоял из стальных балок (поворотный пролёт) и стальной фермы (неподвижный пролёт), а его ширина предусматривала две железнодорожные колеи и пешеходные трапы с обеих сторон.

Так выглядел Железнодорожный мост в 1910 году
Так выглядел Железнодорожный мост в 1910 году

Историческая судьба сооружения оказалась изменчивой. После ввода в эксплуатацию двухъярусного Рейхсбанбрюкке (Reichsbahnbrücke) в 1926 году первый железнодорожный мост был выведен из эксплуатации в 1929 году и переведён в резерв на случай катастроф. Повреждённый в 1945 году при штурме города, он был временно восстановлен.

Коренная реконструкция началась в 1954 году: поворотный механизм заменён на подъёмный, для чего возведены две башни и дополнительный «бык». Окончательно модернизированный мост введён в строй в 1960 году. В 1995 году для пропуска высокогабаритных судов подъёмный пролёт демонтирован и установлен на северном берегу. Транспортная функция моста окончательно прекращена в 2014 году, когда он был передан Музею Мирового океана.

Вторая жизнь моста

В советское время старую конструкцию вновь оценили, хотя и совсем иначе. Её использовали в первую очередь как элемент городского пейзажа и память о прошлом Кенигсберга. В результате многие десятилетия пролёт оставался на своём месте, постепенно превращаясь в своеобразный музей под открытым небом.

Особое внимание привлекла эта реликвия общественности летом 1995 года, когда возникла необходимость освободить водный путь для прохода военных кораблей и парусников, направлявшихся к спортивному комплексу «Юность» на празднование 300-летия российского флота. По распоряжению губернатора Калининградской области средний пролет моста был временно снят и перемещён на северный берег. Это событие стало началом нового этапа в судьбе уникального исторического артефакта.

Железнодорожный мост. Год снимка определен пользователями ВК. "2 июля 1994 г. НИС «Витязь» ошвартовался у музейного причала в Калининграде
Железнодорожный мост. Год снимка определен пользователями ВК. «2 июля 1994 г. НИС «Витязь» ошвартовался у музейного причала в Калининграде

Прошли годы, пока наконец в конце XX века старому мосту нашли достойное применение. Уже будучи отреставрированным и укрепленным, сооружение передали на баланс музея Мирового океана, ставшего визитной карточкой региона. Сегодня бывшие рельсы украшают набережную, позволяя посетителям прогуляться по историческим местам и прикоснуться к памяти прошлых эпох.

Железнодорожный мост сегодня

История первого железнодорожного моста Кенигсберга-Калининграда — это пример уважения к прошлому и бережного отношения к культурному наследию. Современные жители региона бережно хранят память о событиях прошлого, передавая её следующим поколениям. Этот памятник технической мысли конца XIX века служит ярким примером связи времен и напоминает нам о важности сохранения исторических объектов для будущих поколений.

Железнодорожный мост сегодня
Железнодорожный мост сегодня

Таким образом, каждый раз, гуляя вдоль набережной реки Преголя, мы можем мысленно перенестись в прошлое, почувствовать дыхание столетий и вспомнить тех инженеров и строителей, чьё мастерство создало столь значимый объект инфраструктуры. Старинный мост Кенигсберга-Калининграда остаётся живым свидетельством великих достижений человечества, навсегда вписанных в историю нашего края.

Поделись:

Свежие записи

  • Железнодорожный мост Кёнигсберга: путь сквозь века
  • Почему Калининградская область не смогла собрать российские процессоры «Байкал»?
  • Стадион «Балтика»: тайна колонн на входе
  • Калининград: ограда Королевского замка, которую можно увидеть и сегодня
  • Королевский замок глазами первых переселенцев
© 2025 Калининград.Инсайт | Powered by Superbs Personal Blog theme